Рязанская обл. г.Ряжск ул.Ленина д.38 +74913222655 mdou5andreeva@yandex.ru Пн. - Пт. 7.30 - 18.00
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Как правильно играть с детьми

Современные родители начинают покупать игрушки своим детям еще до их появления на свет. К первому дню рождения  комнаты некоторых малышей напоминают филиалы игрушечных магазинов. Но вот парадокс – многие мамы и папы считают, что на этом родительский долг выполнен – мол, ребенок сам разберется, во что и как ему играть. Такое убеждение в корне не верно. Ведь именно в процессе игры дети  учатся мыслить и действовать, отрабатывают модели поведения в той или иной ситуации. Да и сама игра - чаще всего прообраз их  будущего общения с внешним миром. Игра  занимает большую часть жизни дошколят. О том, как играть с детьми, сегодня мы разговариваем с краснодарскими психологами.

Распределяем роли

- Детские игры дошкольников мы можем разделить на несколько типов,

Это подвижные игры – с мячом, скакалкой, прятки, пятнашки и др. Во время них ребенок не только физически развивается, но и учится подчиняться определенным правилам, сосуществовать в команде со сверстниками. Развивающие игры – лото, домино, настольные и др. помогают детям познакомиться с окружающим миром. А во время творческих занятий детвора не только интеллектуально развивается, но и проецируют окружающую жизнь на свое творчество.

Проследив за тем, как малыш себя забавляет, родители даже без помощи специалиста могут определить, кто он - экстраверт, то есть ориентированный вовне, или интроверт - погруженный в себя. Достаточно только понять: может ли ребенок развлекаться один или ему обязательно нужна компания?

Если ваш малыш с удовольствием возится с обычной бытовой мелочью и прекрасно обходится без "группы поддержки" из родственников, то не спешите отдавать его в детский театр, чтобы он раскрепостился и перестал быть букой. Порадуйтесь: ваш тихоня склонен к кропотливой исследовательской и аналитической работе. Подарите ему кубики "Лего" или конструктор - он поразит вас своим "строительным" талантом.

Если же ваш малыш ни секунды не сидит на месте и охотно контактирует с новыми людьми, тоже не стоит унывать. Совершенно напрасно заставлять его посидеть хоть две минуты спокойно. Ребенок, наделенный подобным темпераментом, обычно очень любит спортивные игры. Мяч, прыгалки или кегли для него - лучшее развлечение.


Начиная
с полутора-двух лет можно уже разыгрывать с ребенком, и с девочками, и с мальчиками,  различные повседневные ситуации, такие как приготовление еды, обед, приход гостей, укладывание спать и так далее. Играя с малышом, обязательно дайте ему побывать в роли мамы или папы, вообще - в роли взрослого,  который активно выражает свою любовь к другому человеку и заботится о нем. Ведь для эмоционального развития  ребенка очень важно, чтобы он умел отождествлять себя не только с тем, кого любят и о ком заботятся, но и с теми, кто заботится о других и помогает им.
С  трех лет можно попробовать разыгрывать с малышом еще и сюжеты детских книжек и мультиков, в первую очередь тех, которые ему очень нравятся. Сначала можно воспроизводить в игре лишь те события, которые вызвали наиболее яркий эмоциональный отклик у малыша (например, как волк гонится за зайцем и не может его поймать), и постепенно усложнять игру, добавляя новые ситуации и сюжетные ходы.
Кпяти-шести годам нормально развивающийся ребенок уже должен хорошо разыгрывать всевозможные бытовые ситуации и сюжеты любимых книжек и мультиков. Время от времени вы можете играть с ним, предлагая новые сюжеты, а если надо - то целенаправленно проигрывать в игре эмоционально сложные или напрягающие ребенка жизненные ситуации.

Его лучшие друзья

Педагоги разделяют игрушки, с которыми можно играть в ролевые и сюжетные игры на несколько групп:

- куклы и все для них (посуда, бытовая техника, дома, мебель и так далее),
- бытовые предметы (рассчитанные на ребенка, а не на кукол): принадлежности для игры в доктора, посуда, игрушечная еда, телефон, печатная машинка, пылесос);
- всевозможные мягкие игрушки (зверята, человечки, фантастические существа);
- строительные наборы и конструкторы;
- всевозможные машины, машинки и мотоциклы, а также все для них: автодороги, гоночные трассы, многоуровневые гаражи;
- транспорт: поезда и железные дороги; самолеты, вертолеты, ракеты; корабли, парусники, морские порты;
- всевозможное оружие, воины и военные игрушки;
- и как дань неудержимо рвущемуся вперед научно-техническому прогрессу и телевизионной экспансии:
роботы и многообразные трансформеры, монстры и чудовища.

Ограничение любым одним классом игрушек приведет к сужению игрового опыта ребенка, поэтому всегда старайтесь, чтобы игрушки вашего малыша или малышки были разнообразными (это не значит, что у ребенка должны быть игрушки всех классов - к монстрам и чудовищам ребенка лучше вообще не приучать).

- Куклы и мягкие игрушки очень нужны не только девочкам, но и мальчикам. Игры с ними помогают осваивать мир взаимоотношений между людьми и проигрывать первые эмоционально сложные и конфликтные ситуации, с которыми будет сталкиваться ваш маленький сын или дочь. Мягкие игрушки хороши еще и тем, что они успокаивают и дают ощущение комфорта, столь необходимое маленькому ребенку. С другой стороны, всевозможные машины, поезда, самолеты и другая техника нужны не только мальчикам, но и девочкам, ибо современный мир насквозь пронизан техникой и девочкам тоже лучше начинать её осваивать с нежного возраста. Если девочка играет только в куклы, это ведет к сужению ее жизненных интересов, к определенным ограничениям развития.

Родителям нужно помнить, что чрезмерное пристрастие к роботам и техническим игрушкам и пренебрежение куклами и мягкими игрушками часто приводит к беспомощности в мире человеческих взаимоотношений, к узости жизненного мира и отчужденности от других людей. Попробуйте поэтапно расширять мир игры такого ребенка, постепенно включая в его "технические" игры кукольных героев и мягкие игрушки.

Избавление от жестокости

- Игра детей – это социальное явление, - подчеркивает психолог Майя Петриченко. - Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая  взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами,  усваивает мораль общества, в котором он живет.
Сюжеты игр, которые могут подсказать малышу родителю, чрезвычайно разнообразны.
Чем меньше впечатлений получает ребенок, тем беднее и однообразнее сюжеты его игр.

Вряд ли сегодня найдется здравомыслящий родитель, не обеспокоенный  тем, как убрать из игр, да и из жизни ребенка жестокость и насилие. Порой сделать это очень сложно.

- Причины детской жестокости коренятся в самом обществе. Отсутствие повсеместных войн, пожалуй, достижение современной цивилизации, но означает ли это, что люди теперь избавлены от страха и необходимости быть готовыми защищать свою жизнь и достоинство? К сожалению, нет.

Не будем далеко ходить за примерами и включим телевизор. Несколько минут просмотра, несколько программ достаточно для того, чтоб убедиться: с экрана льется кровь, а в рейтинге передач лидируют криминальные хроники. Другие средства массовой информации не сильно отличаются от ТВ: сведениями о насилии пестрят заголовки газет, оно проникло в книги и радиопередачи, хотя, конечно, соотношение его различно в этих источниках.

Может ли вся эта информация не коснуться детей, никак не повлиять на их развитие?  Нет, ведь мы воспитываем не абстрактных личностей, а детей, растущих в конкретном обществе, в конкретную эпоху. Одной из глобальных задач, поставленных природой перед детенышами всех видов, является адаптация к среде обитания. И если эта среда агрессивна, то и в играх детей проявления агрессии встречаются чаще.

- Играя, ребенок примеряет на себя роль экранного героя. Дети не могут просто забыть то, что вызвало у них негативные эмоции, но и просто принять это они тоже не в состоянии. Им необходимо проработать новую информацию, справиться со своей тревогой, добиться ощущения, что они контролируют ситуацию. Как они могут достичь этих целей? Конечно, посредством игры.

Рецепт борьбы с жестокостью и агрессией – один: дозировать просмотр телевизора, убирать ребенка от компьютера, уметь предлагать ему альтернативу, направлять энергию в мирное русло  и, главное, учить миролюбиво общаться со сверстниками.

Без друзей меня чуть-чуть

Психологи утверждают, что именно совместные игры учат ребенка согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями другого человека. Ребенок, который все время играет один, часто обнаруживает замкнутость, в результате, когда он идет в школу, ему бывает трудно наладить хорошие отношения со сверстниками.

Первоначально партнером по игре должен быть взрослый, например мама, папа или бабушка. Он может предложить новые возможности действия, придумать сюжет игры, он готов услышать и развить то, что предлагает малыш и поддержать его.

Вообще, для малыша двух - двух с половиной лет практически идеальный партнер - это заинтересованный взрослый. Но уже в три-четыре года ребенку лучше всего играть вместе с товарищем - однако при участии взрослого, который в этой ситуации может не только предлагать те или иные возможности действия, но и помогать улаживать неизбежные конфликты и столкновения, умерять накал детских страстей.

Если ребенок много общается с другими малышами, но взрослые практически не вмешиваются в их игры, то он может научиться неплохо вступать в контакт и общаться с другими детьми, но довольно примитивно играть с ними: толкаться, беспорядочно бегать, задираться. Такие дети могут привыкнуть командовать или, наоборот, подчиняться и, став постарше, либо часто ссорятся с другими детьми ("командиры"), либо не умеют отстаивать свои интересы ("подчиненные").

В 6-7  лет вмешательство взрослого может быть лишь эпизодическим - если, конечно, дети уже успели научиться играть вместе. Тем же, кто в этом возрасте лишь начинает играть вместе, взрослый должен помогать договариваться, вовлекать их в совместную игру и подбадривать, если они робеют.

Игрушка расскажет о внутреннем мире малыша

Игрушка - это некий буфер между мечтой и реальностью. Выбор игрушки - тест, по которому можно с уверенностью судить о внутреннем мире малыша.
- Если ребенок выбирает игрушки черного или серого цвета  - он скорее всего подавлен, мир не радует его.
- Если малыш предпочитает неказистые, неяркие игрушки красивым и дорогим - вероятно, он ощущает себя гадким утенком, которому недостает родительского тепла.
- Если ребенок вообще избегает брать в руки куклы, а возится только со зверушками - возможно, у него не складываются отношения ни со взрослыми, ни с детьми.